среда, 31 декабря 2014 г.

Личное мнение об итогах Года Культуры

Власть рапортует об успехах культуры. В сообщении  пресс-службы об отчёте министра на заседании правительства области главенствуют цифры роста средней зарплаты работников культуры и освоение средств из бюджетов всех уровней. За этими цифрами не просматриваются собственные заслуги министерства и личные достижения деятелей культуры, достойно прославляющих регион во всероссийском и в мировом масштабе. Когда же научатся должностные лица продвигать культурные достижения успешных земляков? Почему на новостных лентах средств массовой информации ничтожно редкие анонсы и рецензии культурных событий заглушаются потоками выписок из криминальных сводок, вплоть до сгоревшего сарая и бытовой ссоры?
Ведь, есть же выдающиеся успехи этого года. Два юных певческих голоса из Новомосковска, Софья Фисенко и Ярослав Дронов, покорили современную российскую эстраду. Танцевальный коллектив «Фламинго» из города Донской уже не муниципальная достопримечательность. Многим нашим творческим коллективам давно пора по миру гастролировать, добывая честь и славу земли тульской. Вспомните, какими успешными в своё время были на мировой арене тульские филармонические коллективы - оркестр Анатолия Кролла и танцевальный ансамбль "Ритмы планеты".
В наши дни всероссийский кинофестиваль короткометражек «Шорты» успешно обрёл тульскую прописку. Меня очень порадовало появление в этом году сетевой группы фотографов «Про Тулу». Талантливые ребята делают изумительные работы. Жаль, что не часто раскрывают свои авторские имена. 
Наконец, можно без ложной скромности сообщить, что этот мой блог оказался вполне успешным проектом. У него более семи тысяч просмотров. Его читают не только в России, но и за рубежом от Швеции до Турции, и даже за океаном на обоих американских континентах.
В общем, меня разочаровал Год Культуры препятствиями на путях продвижения культурных инициатив. Надеюсь, что 2015-й, Год Литературы, будет удачнее.
Прошу прощения у всех достойных восхищения земляков, кого не упомянул на своих страницах. Есть планы в будущем году сделать этот блог ещё более краеведческим и информативным.

Желаю всем моим читателям утешения, здоровья и личных успехов.  

понедельник, 29 декабря 2014 г.

Фрагменты выставки художеств


Неизвестный фоторепортёр подловил меня на открытии выставки, посвящённой 75-летию Тульской областной организации Союза художников России. Это было 25 декабря. Спустя несколько дней такую анонимную фотографию я случайно выудил в Сети.

Жаль, что не могу с благодарностью упомянуть здесь автора. Он удачно поймал мой въедливый взгляд. Не пугайтесь. Я по-прежнему добрый внутри. Сам дивлюсь, что пристальность и сосредоточенность могут выглядеть так сурово. Может быть, эта пристальность помогла мне увидеть не слишком явное.
Хорошо, что выставка состоялась и удалась, что на открытие приехали представители Союза художников России из Москвы, Орла и Калуги. Плохо, что она не привлекла областных и городских руководителей культуры.
Хорошо, что тульские художники получили пять золотых и пять серебряных медалей, семь благодарностей и 22 диплома от Союза художников России. Плохо, что не было наград от правительства Тульской области.
Хорошо, что в начале экспозиции были размещены работы безвременно ушедших из жизни наших современников из числа тех, кого мы помним и любим. Плохо, что многим здравствующим художникам и скульпторам не нашлось на выставке достойного места. Скульптор Арнольд Чернопятов представлен одной скромной фигуркой усталой лошади. Работ скульптора Юрия Уваркина нет совсем.
Меня порадовало наличие нескольких работ, у которых можно стоять долго, вглядываться, легендировать и мысленно развивать сюжеты. Это «Почтари» Константина Евтеева – голуби в клетке, масса смыслов и символов нашего времени.
Изумительны две работы Елены Симурзиной. На одной – патриархальный храмовый интерьер, на другой -  древние руины. Я бы купил, но пенсион не позволяет.
Удивил Евгений Довбыш тремя листами обнажёнки с замысловатым названием «Би Алогический конструктор». Впрочем, такой конструктор может быть и биологическим и двойным нелогичным. Во всяком случае, есть на что посмотреть и о чём поговорить.
Позабавил Вадим Козловцев совсем свежей работой этого года под названием «Портрет губернатора Тульской области Груздева В.С.». В таком исполнении лик губернатора напомнил мне галерею выдающихся восковых персон из Музея мадам Тюссо в Лондоне. Хотелось бы ещё разок постоять с ними рядом, да не по карману. Помню, билет в Музей стоил 10 фунтов, и очередь всегда не менее часа… Но главное в картине Козловцева не лик, а губернаторская коленка. Она на переднем плане. Видимо, это основной рабочий орган современного государственного деятеля для расчистки ближнего и дальнего окружения. Символично!!!

понедельник, 15 декабря 2014 г.

Театральное краеведение

Авторитетным тульским театральным краеведом безусловно является Ольга Николаевна Кузьмичева - заведующая литературной частью Тульского государственного академического театра драмы. Читать её тексты и слушать выступления – сплошное удовольствие.

В минувшую субботу 13 декабря она порадовала клуб почитателей Серебровской библиотеки, так я предпочитаю именовать филиал №6 Тульской городской библиотечной системы, возглавляемый неуёмной в своей активности Ириной Михайловной Голубцовой.
Ольга Кузьмичёва увлекательно рассказывает об истории и современности, о театральном закулисье, о судьбах деятелей театра. Мне понравилась история посещения тульского театра Екатериной II. Императрица почла театр вниманием!
Мне подумалось, почему не каждый нынешний высокопоставленный руководитель ходит в театр, почему не подаёт пример организации культурного досуга своему ближнему окружению, домочадцам и подданным? Считается, что каждый интеллигентный человек должен посещать театры, концерты, выставки. Логично предположить и обратное – тот, кто игнорирует культурные действа, интеллигентом и культурным человеком не является. Тогда и отношение к нему должно быть соответствующим.
Тульский театр является достопримечательностью. Два его спектакля не так давно записаны федеральным телеканалом «Культура». Видеозаписи спектаклей "СЧАСТЬЕ МОЕ..."  и  "ВОСКРЕСЕНИЕ" можно посмотреть на портале КУЛЬТУРА.РФ
Я с гордостью вожу в наш театр своих иногородних гостей. Официальный сайт театра является примером информативности и пользовательского удобства. Почему же так мало в последние годы достаётся театру статусных знаков общественного признания? Я понимаю, что федеральная бюрократическая система скупа даже на моральное поощрение провинциальных учреждений культуры. До многочисленных национальных республик России всё-таки доходят федеральные награды. Там и свои республиканские награды учреждаются. Столица России учредила звание «Почетный деятель искусств города Москвы», носителем которого, кстати, является режиссер-постановщик АНДРЕЙ ЛЮБИМОВ, поставивший в Туле премьеру этого сезона СТЕКЛЯННЫЙ ЗВЕРИНЕЦ, ироничную мелодраму в стиле блюз. В соседней Калужской области учреждено звание «Заслуженный артист Калужской области». У нас этого нет. Получается, что наши симпатии и аплодисменты считаются проявлением личных чувств и не совпадают с оценками ответственных работников, принимающих решения о поощрении деятелей культуры.
Хорошо известно, что награды не только поощряют награждённых, но и стимулируют их на новые достижения. Поэтому награждать надо по заслугам и своевременно, а не к юбилейным датам или посмертно. Иначе у нас не будет творческих достижений.

Вот такой краеведческий факт нашего времени получается.

пятница, 12 декабря 2014 г.

Совет директоров краеведческих проектов

В минувший четверг, 11 декабря, собрался долгожданный общественный совет областного министерства культуры и туризма. Заявленная тема – состояние и перспективы краеведения.
В своём выступлении на этом совете я высказал своё мнение, что состояние краеведения самопроизвольное, а перспективы – хронически оптимистические. Слово «самопроизвольное» здесь наполнено двумя смыслами: краеведы действуют сами по себе в условиях произвола должностных лиц, призванных поддерживать их в порядке исполнения должностных обязанностей. Где поддерживают краеведов (например, в Венёвском районе), там есть поразительные успехи. Венёвский клуб краеведов, энтузиазм Дениса Махеля, гостеприимство районного краеведческого музея и помощь районных учреждений культуры – это уникальный случай и удачное стечение обстоятельств. Хорошие успехи есть в сфере религиозного краеведения при поддержке Епархии. Заметна краеведческая активность национальной еврейской общины. В последнее время оживилось военное краеведение при поддержке Музея военной истории.
Гораздо больше примеров игнорирования краеведческих инициатив.  За последние полтора года в этом краеведческом блоге опубликовано сто статей. В тридцати статьях сформулированы и обоснованы 43 предложения, каждое из которых может стать отдельным краеведческим проектом. Областное министерство культуры и туризма, вкупе со всеми своими культурными учреждениями и центрами развития проигнорировало все эти инициативы. Не эффективными оказались как устные личные и публичные обращения, так и письма по электронной почте.
Теперь о хронически оптимистических перспективах. Тульские краеведы со времён их предвоенных политических репрессий ХХ века хронически больны оптимизмом и верой в лучшие времена при каждом новом руководстве культурой. Оптимизм поддерживался памятью о благодатных временах 60-х годов прошлого века, когда пионерские «Красные следопыты» и комсомольский «Искатель» были сферой государственных интересов и заботой всех партийных и хозяйственных руководителей. Даже в голодные перестроечные годы был короткий период, когда тульской областной культурой руководил Игорь Михайлович Москалёв. Тогда в условиях бюджетного безденежья он включил мощные механизмы морального поощрения работников культуры. Небывалое количество туляков было удостоено государственных наград и всероссийских почётных званий. Заслуженным работником культуры стал тогда и краевед Пилипенко, самым значимым достижением которого был краеведческий проект по меморизации кратковременных визитов Есенина в Тулу. Если в наши дни это невозможно по федеральному законодательству, то нет препятствий для учреждения регионального статуса «Заслуженный деятель культуры Тульской области»
Новые надежды краеведов были связаны с объявленным Годом культуры (2014). Вот характерная цитата из свежего государственного документа: Одной из сложных, но важных задач государственной культурной политики является своевременная и продуманная поддержка появляющихся культурных общественных инициатив, новых типов культурных институтов. (Основы государственной культурной политики).
Опираясь на эту государственную доктрину, я предложил на последнем общественном совете учредить новый культурный институт – Совет директоров краеведческих проектов. Мотивация простая – краеведов невозможно объединить в официально зарегистрированные организации даже для целей получения грантов. Обещанка – не данка, а затраты на содержание организации существенны. Членские взносы и попрошайничество здесь не помогут. А между тем, каждый краевед, ведущий свою тему, может создать вполне материальный продукт с коммерческой ценностью – краеведческий проект. По мере доработки и продвижения проекта его культурная и коммерческая ценность растёт. Появится реальная возможность привлечения целевой финансовой помощи и материального вознаграждения всех участников и помощников проекта. Главное – выявить достойные краеведческие проекты и их лидеров. На принципах самовыдвижения автор или лидер получит статус общественного признания – директор краеведческого проекта. После этого можно двигаться дальше.  
1.Создать Совет директоров краеведческих проектов.
2.Учредить регулярные фестивали краеведческих проектов.
3.Оформленные современными технологиями лучшие краеведческие проекты должны быть достойно представлены в музеях, в тульском кремле и в Доме дворянского собрания.
4.Установить статус краеведов как деятелей культуры.

Эти четыре пункта я предложил общественному совету областного минкульта и при свидетелях вручил их вместе со списком ранее проигнорированных краеведческих инициатив.

суббота, 6 декабря 2014 г.

Концертные виртуозы

Недавно получил огромное удовольствие от концерта «Новые имена филармонии». В этот раз была живая музыка. Никаких микрофонов и усилителей. Понравились Константин Сучков (баритон), Ольга Дейнека-Бостон (меццо-сопрано), Галина Волкова (фортепьяно). Удивительно хорош Николай Пронин (бас-баритон). Восхищение вызвал Камерный ансамбль филармонии «Bella-musica». В этом коллективе 11 музыкантов – 8 скрипок, 2 виолончели и контрабас. Все они так виртуозно владели смычками, что коллективу по аналогии с «Виртуозами Москвы» заслуженно подошло бы иное имя, например «Тульские виртуозы». У них очень удачный репертуар. За душу берут и мурашки по коже гоняют. Представляю, как славно они сыграют на сцене тульского Дома дворянского собрания, колонный зал которого во времена моей юности отличался лучшей акустикой в Советском Союзе. 

Если кто-то подумает, что это моё субъективное мнение, то многократно будет не прав. Я заметил, что для понравившихся мне исполнителей зрительские овации были особенно продолжительными  и оглушительными. А ансамблю Владислава Белоусова зрители аплодировали стоя.  

пятница, 5 декабря 2014 г.

Ода краеведению

Похоже, не лучшие времена настали для страны, если государство для поднятия патриотизма и единения народа вспомнило о краеведении. Об этом была моя публикация 1 октября с.г. Посмотреть её можно по ссылке http://tulakreml.blogspot.ru/2014/10/blog-post.html Прошло более двух месяцев. Ощутимого продолжения темы нет. В Тульской области соответствующее мероприятие проведёт Общественный совет областного минкульта 11 декабря. Регламент Совета не позволит достойно рассказать о моём отношении к краеведению. Поэтому непроизнесённую часть своего запланированного сообщения на совете я решил заранее опубликовать здесь. О принятых Советом решениях сообщу дополнительно.
Как ветеран краеведения с пионерского возраста, когда нас называли Красными следопытами, считаю необходимым высказаться в наиболее понятной форме.
Краеведение доступно. Краеведческими изысканиями можно заниматься с детских лет до глубокой старости, постоянно и с длительными перерывами, в добром здравии и с хроническими болезнями, в роскоши и бедности, в одиночестве и в избытке людского окружения. Успешными краеведами могут стать и маститые академики любых специальностей и едва освоившие букварь школьники.
Краеведение интересно. Это разгадка тайн, открытие неведомого, коллекционирование редких знаний, накопление неотчуждаемого богатства, обогащение себя возможностями и перспективами. Краеведы – это охотники и рыболовы в мире информации, кладоискатели в мире реликвий, старатели в мире драгоценностей.
Краеведение неисчерпаемо. Здесь множество нетронутых тем и белых пятен. Краеведческой темой может стать  житие любого человека. Воспоминание о событии может стать документированным историческим свидетельством. Удачная связь разрозненных фактов может стать перспективным историческим открытием. Краеведение – это неоскудевающий источник вдохновения для творческих, учебных и научных работ.
Краеведение полезно. Возникновение краеведческой темы обостряет все органы чувств. Состояние поиска улучшает кровообращение. Находки вдохновляют. Осмысление найденного запускает резервы мозга. Не случайно по статистике подавляющее большинство краеведов – долгожители.
Краеведение демократично. Здесь нет государственного регулирования, бюрократического произвола и цензурного диктата. Здесь нет начальников и подчинённых, нет сдерживающих рамок и пут. Краеведы свободны в выборе симпатий и в игнорировании антипатий.
Краеведение бесконфликтно. Здесь нет конкуренции, борьбы за лидерство и сферы влияния. Каждый может шедеврально сформулировать мысль, достойную общественного и научного признания. Краеведы не обижаются на проявления снобизма учёными историками, археологами и музейщиками. Краеведы способны дотошно читать научные труды и отчёты, терпеливо переводить с научного языка на доступный русский.

Краеведение благодатно. Краеведы добровольно берут на себя просветительскую миссию, популяризируют науку, продвигают её в творческие сферы и в широкие массы. Краеведческие знания способны наиболее эффективно легендировать инвестиционные проекты, обеспечивать им привлекательность и успешность. Есть масса примеров, когда краеведческие коллекции становились уникальными экспозициями выставок, основой музеев и бесценными россыпями мирового культурного наследия.