воскресенье, 29 июня 2014 г.

Монументальное искусство в исторической среде

В результате последних масштабных работ в тульском кремле большинство объектов оказались раскрашенными как пасхальные яйца. Это привело к утрате ощущений древности в восприятии комплекса. Не верится, что кремлю 500 лет. Получается, что не фузеефицированы пять веков кремлёвской истории.  Однако есть возможность поправить ситуацию с помощью монументального искусства вполне доступными средствами. Монументальная живопись на архитектурных сооружениях и на природных объектах - это древнейший вид монументального искусства, известный с времён палеолита. Благодаря стационарности и долговечности многие образцы часто служат единственными сохранившимися свидетельствами исторических эпох и культур. Ныне это один из основных методов декорирования каменных, кирпичных и бетонных сооружений. 

Вот хороший пример креативности.
В Нижегородском кремле Великой отечественной войны не было, а монументальная живопись теперь есть.
В тульском кремле таких ниш не сосчитать, а живописи нет.
У нас есть огромные экспозиционные площади, которые можно занять изображениями событий тульской земли от сотворения Мира до наших дней. Современные технологии позволяют разместить в кремлёвских нишах съёмные крупногабаритные арочные планшеты. Вместо холстов может быть жесткая пластиковая основа. По технике исполнения это может быть всё от стиля наскальной графики до 3D-аэрографии, от рисунка до бытовых и батальных сцен. Компьютерные возможности позволяют создать исторические сюжеты, способные превзойти самые потрясающие кадры модных блокбастеров. Может получиться очень интересный и перспективный проект.

суббота, 21 июня 2014 г.

Памятник анониму, не похожему на оружейника В.С.Усова

Возле нового Музея оружия 2 июня торжественно открыли памятник бывшему директору Туламашзавода Вадиму Сергеевичу Усову.
Сегодня, по случаю посещения выставки оружия из музеев Московского кремля, я увидел «памятник Усову» своими глазами. Почему-то бронзовый бюст совсем не похож на оригинал. Я неоднократно встречался с Усовым в качестве директора проектной организации, проектировавшей для завода детский сад и многоквартирные жилые дома. Часто видел его на официальных городских и областных мероприятиях. Поэтому категорически свидетельствую – это не Усов. Готов подписать соответствующий протокол опознания.


Даже по формальным признакам описания лица отличия существенные. У Усова было лицо овальное, подбородок тяжелый, нос длинный, глаза миндалевидные. У бюста – лицо круглое, подбородок мелкий, нос короткий, глаза круглые. Суровость взгляда и бровей не были настолько отталкивающими. Он располагал к общению.


Самое интересное, что скульптор не указал своего авторского имени, как это принято для памятников и до сих пор соблюдалось на тульской аллее выдающихся оружейников. Не исключено, что бюст больше похож на скульптора, чем на знаменитого оружейника.
Короче, бюст надо менять. 

четверг, 19 июня 2014 г.

Озеленение заборов и сухостоя

Неприглядность многих заборов очевидна. Одинаково бесчеловечно выглядят как старые, невесть из чего сооружённые изгороди, так и новые из профлиста. Впору принимать отдельную программу их реконструкции.
Парадокс заключается в том, что декларируемое строительство Открытого общества и Открытого региона противоречит массовому стремлению капитально отгородить частную собственность от внешнего мира. Такое ощущение, что собственники недвижимости продолжают строить осадные дворы как и 500 лет назад.


На своём подворье я этот парадокс извёл радикально. От уличной пыли меня защищает зелёный забор из сортового девичьего винограда. Таким как на фото он получается из высаженных отростков за 2-3 года. Теперь осенью и зимой  я распространяю отростки всем желающим десятками метров.







Когда пришло время извести старую грушу, я за год сделал из неё зелёную садовую скульптуру. Поэтому, если в городе появятся сухостойные или переросшие деревья, предлагаю не пилить их сразу под корень, а озеленять остовы естественным зелёным нарядом. На своём корневище они ещё постоят не один десяток лет.

Таким же образом можно принарядить и бетонные столбы. При этом для столбов отпадёт необходимость очистки их от рекламы и периодической покраски к праздникам. 

четверг, 12 июня 2014 г.

Озеленение старых стен

В тульском кремле продолжаются поиски проектных решений для реконструкции комплекса двух старых энергетических объектов.


Похоже, проектировщики пленились идеей втулить новую стеклянную хоромину в старое кирпичное ожерелье. Однако современный техностиль с кремлём как-то не хочет гармонировать. Теряется чувство времени и почтения к старине.



Если проектировщики так и не найдут приличного решения, останется последнее средство, повсеместно проверенное опытом.




Ошибки и невзрачность архитектуры надёжно декорируются вертикальным озеленением. 
Например, для восточного фасада, выходящего глазницами окон на бывший Богоявленский собор, живой зелёный наряд оказался бы вполне уместным.
Пятилисточковый девичий виноград лучше всего подходит для российских условий, так как даже без укрытия способен хорошо переносить морозные зимы. Его называют девичьим, потому что он даёт гроздья плодов с семенами без опыления цветов. По причине такого «непорочного зачатия» лиане присвоили название «девственный плющ» (по-гречески: partenos kisses).

С 17 века девичим виноградом украшали парки и усадьбы. Живописно выглядят увитые им беседки, арки, террасы и балконы! Нередко используют популярную лиану для декорирования стен домов, хозяйственных построек, столбов, а также выращивают в качестве живой изгороди.
Вьющиеся побеги могут достигать 15-20 м, взбираясь по опоре вверх или изящно поникая вниз. В летние месяцы лианы густо покрыты темно-зелеными пятираздельными листьями, к осени листва приобретает яркий пурпурный цвет с гроздьями мелких синевато-черных ягод (несъедобных).
Он привлекательно выглядит с начала лета до середины осени;
обильно разрастается по опоре, обеспечивая плотный зеленый занавес;
не боится российских морозов;
может расти на любой почве;
довольствуется даже крохотными клочками земли;
успешно развивается и на солнечных участках, и в тени;
практически не подвержен болезням и нашествию вредителей;
очень быстро набирает рост (по 2-3 м в год);
удобрения достаточно внести только при посадке;
размножение его не вызывает сложностей;
плотная листва защищает стены дома от перегрева, пыли, ветра и дождя, снижает сырость внутри помещения и возле фундамента. 

среда, 4 июня 2014 г.

Локализация Рогожинского посёлка

В многочисленных публикациях об обороне Тулы в 1941 году содержится постоянно повторяемая ошибка: «танки овладели парком Осоавиахима (на южной окраине Рогожинского посёлка, ныне парк имени 250-летия оружейного завода), подойдя вплотную к церкви». 
Ошибок здесь несколько. Во-первых, танки парком не овладели, а были подбиты и утащены немцами на буксирах в свой тыл. Во-вторых, парк находился севернее Рогожинского посёлка, а не на его южной окраине. Справедлива и формулировка, что парк Осоавиахима находился на южной окраине посёлка Красный Перекоп. В-третьих, немцы не подходили вплотную к церкви (Всехсвятской). Они и до кладбищенских стен не дошли. Исправление этих ошибок необходимо. Для убедительности мне пришлось собрать доказательства и уточнить границы Рогожинского посёлка военного времени.
В конце XIX века село Рогожня находилось в полуверсте от Тулы. Если считать от Толстовской Заставы, то это на пересечении современных улиц Агеева и Тимирязева. Остатки села и довоенный Рогожинский посёлок разрушены в дни обороны Тулы.
Вид на Рогожинский поселок 1950-е годы. Фото В.М. Троицкого из динамической галлереи  сайта Тульские бренды. 
В центре фото сохранившаяся котельная и насосная во дворе первого корпуса ТулГУ. Фото сделано из окна корпуса, заложенного в 1939 году, но достроенного только в начале 50-х. Слева видны деревья вдоль правого берега Рогожинского ручья. Это южная часть Рогожинского урочища возле довоенного стадиона «Пищевик». Ныне урочище отделено от улицы Агеева плавательным бассейном и спортивными площадками стадиона Арсенал.
По этой фотографии видно, что Рогожинский посёлок был южнее Рогожинского ручья. Его северной границей была современная улица Агеева, а западной - современная улица Николая Руднева.

Известно, что до Войны на юго-восточной околице бывшего села Рогожня была Спасо-Преображенская церковь с приделами Иконы Смоленской Богоматери и Иоанна Златоуста. Считается, что церковь находилась на пересечении современной улицы Циолковского и переулка Котовского. Эти ориентиры надёжно определяют южную и восточную границы довоенного Рогожинского посёлка. После Войны Рогожинский посёлок расширился на юг двухэтажными многоквартирными домами в границах улиц Циолковского, Клюева, Шевченко, Николая Руднева. Потом появилась частная одноэтажная застройка восточнее и южнее до улицы Станиславского.
Для исторической памяти план Тулы с ближайшими пригородами и схема обороны её последних рубежей в 1941 году должны находиться в тульском кремле как важные элементы обоснования стойкости туляков и Города-Героя. Эта схема обязательно нужна и в региональной составляющей будущего учебника истории.